Привлечение сил и средств пожарной охраны к ликвидации ЧС

Привлечение сил и средств пожарной охраны к ликвидации ЧС

В 1996 году согласовано и утверждено между МЧС и МВД России Положение о функциональной подсистеме «Противопожарные и аварийно-спасательные работы» единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Функциональная система входит в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создается на базе существующих органов управления и подразделений ГПС МВД России в целях обеспечения пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ЧС).

Органы управления и подразделения, входящие в функциональную подсистему «Противопожарные и аварийно-спасательные работы» (далее - Функциональная подсистема), в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», иными нормативными правовыми актами, нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также настоящим Положением.

В функциональную подсистему входят:

  • Главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России);
  • территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации;
  • специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления;
  • подразделения Государственной противопожарной службы.

Задачи, организация и порядок деятельности Государственной противопожарной службы МВД России определяются Положением о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГПС МВД России), утвержденным постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849.

Силами постоянной готовности (с учетом обеспечения действий в автономном режиме не менее 3 суток) являются - региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров ГПС МВД России.

Основными задачами функциональной подсистемы являются:

  • организация предупреждения пожаров;
  • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в целях недопущения перерастания пожаров в чрезвычайную ситуацию, а также в условиях ЧС.

Привлечение органов управления и подразделений функциональной подсистемы к выполнению возложенных задач в условиях ЧС осуществляется в установленном порядке по решению:

  • Министерства внутренних дел Российской Федерации, ГУГПС МВД России при возникновении федеральных, региональных, территориальных, местных и локальных ЧС;
  • Министров внутренних дел республик, начальников ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных областей, территориальных органов управления ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации - при возникновении территориальных, местных и локальных ЧС;
  • руководителей подразделений ГПС - при возникновении местных и локальных ЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов для функциональных подсистем:

  • режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке;
  • режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
  • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и подразделениями ГПС МВД России, входящими в функциональную подсистему, являются:

  • в режиме повседневной деятельности:
    • организация контроля за пожарной обстановкой, своевременное информирование органов исполнительной власти и местного самоуправления при ее осложнении;
    • создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи;
    • подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств ГПС МВД России для действий по тушению пожаров и проведению связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ;
    • обеспечение профессиональной и иных видов подготовки личного состава;
    • предварительное планирование боевых действий по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ;
    • организация контроля за состоянием готовности подразделений ГПС к тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ;
  • в режиме повышенной готовности:
    • сбор личного состава, привлекаемого к выполнению возложенных задач при ликвидации ЧС;
    • сбор и оценка информации о пожарной обстановке в зоне возможной ЧС, уточнение планов и расчётов, постановка предварительных задач руководителям подразделений;
    • организация взаимодействия со структурными подразделениями органов внутренних дел, руководством территориального органа ФСБ, региональным и территориальным органом управления МЧС России, органами управления Вооруженных сил Российской Федерации, а также с учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в предупреждении и ликвидации ЧС;
  • в режиме чрезвычайной ситуации:
    • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Если сил и средств территориального гарнизона пожарной охраны недостаточно для ликвидации пожара и существует угроза его перерастания в ЧС, то по решению начальника ГУГПС МВД России в указанные районы могут быть направлены дополнительные силы ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Функциональная подсистема имеет постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления, а также может создавать временные органы управления, состав и функции которого определяются нормативными документами МВД России.

Постоянно действующими органами управления являются:

  • на федеральном и региональном уровнях управления - Главное управление Государственной противопожарной службы;
  • на территориальном и местном уровнях управления - территориальные органы управления ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Органами повседневного управления являются:

  • дежурная часть ГУГПС МВД России;
  • центральные пункты пожарной связи (центры управления силами) гарнизонов пожарной охраны.

Органы управления и подразделения ГПС МВД России, входящие в функциональную подсистему, выполняют свои задачи во взаимодействии со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

Приказом МВД России в 1996 году определены задачи по укреплению боевой готовности региональных специализированных отрядов и частей по тушению крупных пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ.

Определены места дислокации региональных специализированных отрядов и частей: Хабаровский край, Камчатская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область.

Утверждены табели положенности специальной техники, оборудования, приборов, индивидуальных средств защиты и др. имущества.

Распределены зоны обслуживания, т.е. перечень городов, областей и населенных пунктов, входящих в зону обслуживания каждого из 6-ти региональных отрядов и частей.

Определены порядок передвижения отрядов и частей по территории зоны обслуживания, доставка личного состава и оборудования к месту пожара (аварии), порядок определения численности подразделений и их материального обеспечения.

Оценка оперативно-служебной деятельности и готовности к выполнению возможных задач органами управления и подразделениями ГПС, а также аттестации сотрудников, привлеченных для тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в условиях ЧС, проводится в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами МВД России.