Продолжительность сосредоточения сил и средств

Продолжительность сосредоточения сил и средств

Продолжительность сосредоточения сил и средств характеризуется промежутком времени от момента выезда первого до прибытия последних вызванных (высланных) подразделений на пожар (рис. 1). Она складывается из продолжительности выезда и следования первого подразделения на пожар и суммы времени превышения продолжительности выезда и следования последующих подразделений по отношению к предыдущим:

$$\large \tau_с=\tau_{в.и.с_1}+\sum^{\substack{n}}_{\substack{i+1}}\tau_{в.и.с_i}; \tag{1}$$

где τв.и.с1 - продолжительность выезда и следования на пожар первого подразделения, мин; n - количество вызванных подразделений на пожар, отд.; τв.и.сi - превышение продолжительности выезда и следования последующего подразделения по отношению к предыдущему, мин.

Рассмотрим, от каких факторов зависит продолжительность выезда и следования каждого вызванного (высланного) подразделения на пожар.

В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:

$$\large \tau_{сл}=\frac{60L}{v_{сл}}$$

где L - протяженность маршрута следования, км; vсл - средняя скорость движения (следования) пожарного автомобиля по маршруту следования, км/ч.

Величина vсл колеблется от 25 до 45 км/ч. Она может прогнозироваться на основе математико-статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле, предложенной ВНИИПО МВД России:

$$\large v_{сл}=v_{дв.max}\cdot C_1\cdot C_2$$

где vдв.max - максимально возможная скорость движения по данной улице; С1 и С2 - постоянные коэффициенты, соответственно учитывающие состояние дорог и тепловой режим двигателя пожарных автомобилей.

В зависимости от состояния дорог в городах С1 = 0,36-0,4. Величина С2 = 0,8 для летних условий и С2 = 0,9 - для зимних.

Продолжительность сосредоточения сил и средств в минимальные сроки зависит от следующих факторов:

  • точности приема адреса пожара и своевременности сообщения о нем подразделениям, вызываемым (высылаемым) на пожар;
  • времени сбора подразделений по тревоге;
  • правильности определения маршрутов следования подразделений на пожар.

Точность приема адреса пожара и своевременное сообщение о нем подразделениям зависит от подготовленности диспетчера. Он может сообщить подразделениям о пожаре последовательно или по селектору. При этом диспетчер может принимать самостоятельное решение о дополнительной высылке подразделений на пожар.

Время сбора подразделений по тревоге зависит от степени боеготовности, т.е. готовности к выезду и следованию на пожар.

Сосредоточение сил и средств в минимальные сроки зависит от правильности определения маршрутов следования вызванных (высланных) подразделений на пожар. Это определение базируется на принципе выбора маршрутов следования, наименьших по протяженности Lmin, или по наибольшей скорости движения vсл.max. За критерий оптимальности выбора маршрута следования принимается условие: маршрут следования считается оптимальным, на котором обеспечивается минимальное время прибытия подразделения на пожар.

Могут возникнуть две ситуации выбора: имеются два маршрута следования; имеются несколько маршрутов следования (рис. 1).

Схема возможных двух маршрутов следования подразделения из пожарной части А к месту пожара В

Рис 1. Схема возможных двух маршрутов следования подразделения из пожарной части А к месту пожара В

При следовании от пожарной части А к месту пожара В необходимо определить возможную экономию времени движения по маршруту следования с наличием участка скоростной дороги. Это время может быть определено по формуле:

$$\large \tau=\frac{l_0}{v_0}-\left(\frac{L}{v_1}+\frac{l_1+l_2}{v_0} \right);\tag{2}$$

где l0 - протяженность маршрута от А до В по обычным улицам, равная l0 = l3 + l4 + l5; l1 и l2 - соответственно протяженность участков маршрута от А до участка L скоростной дороги и от L до В; v1 - скорость движения по L; v0 - скорость движения по l0, l1 и l2.

Скорость движения на l0, l1, и l2 могут быть разные. Тогда вместо v0 в скобках формулы (2) принимается среднеарифметическая скорость на l1 и l2.

Решение задачи по формуле (2) имеет смысл при условии выполнения следующего неравенства:

$$\large l_0 < l_1 + L +l_2$$

При наличии некоторого множества возможных маршрутов следования возникает проблемная ситуация, которую можно решить лишь специальными методами теории исследования операций.

В этом случае задача может быть сформулирована следующим образом: имеется некоторое множество маршрутов следования от пожарной части А к месту пожара В. Требуется определить маршрут, соответствующий требованию критерия оптимальности выбора маршрута следования.

Рассмотрим элементарный пример решения сформулированной задачи.

Вначале построим сетевую модель возможных маршрутов следования (рис. 2).

Далее определяется количество возможных путей (маршрутов) и продолжительность следования по ним. Минимальный по продолжительности путь будет соответствовать оптимальному маршруту следования.

На графике (рис. 2) кругами обозначены перекрестки, а цифрами - продолжительность движения по улицам. На этом графике всего пять возможных маршрутов следования:

первый: АС; СД; ДЕ; ЕВ;

второй: АС; СИ; ИЕ; ЕВ;

третий: АИ; ИЕ; ЕВ;

четвертый: АК; КЛ; ЛВ;

пятый: АК; КЛ; ЛМ; МВ.

Продолжительность следования по маршруту и количество перекрестков на них приведены в (таблице 1).

Из (таблицы 1) видно, что по продолжительности минимальными оказались два пути: третий и пятый. Возникает вопрос: «Какой путь выбрать за оптимальный?»

Сетевая модель возможных нескольких маршрутов следования подразделения из пожарной части А к месту пожара В

Рис 2. Сетевая модель возможных нескольких маршрутов следования подразделения из пожарной части А к месту пожара В

Таблица 1
Номер маршрута Суммарная продолжительность следования по i-му маршруту Количество перекрестков на i-м маршруте
I 2+3+2+2=9 3
II 2+1+3+2=8 3
III 2+3+2=7 2
IV 3+1+4=8 2
V 3+1+2+1=7 3

Предпочтение, очевидно, необходимо отдать третьему пути, так как на нем только 2 перекрестка, а на пятом - 3.

В районах обслуживания частей может находиться до 200 и более улиц с большим количеством перекрестков.

При наличии такого количества улиц в районах обслуживания частей и необходимости сосредоточения значительного количества сил и средств на пожар расчеты по определению оптимальных маршрутов следования потребуют привлечения большего количества людей и временных ресурсов, особенно если учесть динамику скоростей движения автомобилей в крупных городах в течение суток. В этом случае возникает явная необходимость привлечения ЭВМ. Опыт привлечения ЭВМ для этих целей имеется в гарнизонах пожарной охраны.

Определение оптимальных маршрутов следования для сосредоточения значительного количества сил и средств на тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.